Шегарский детский сад № 1

История дошкольного образования в Шегарке ведёт отсчёт с 1947 года. Самый первый детский сад размещался на улице Пионерской в приспособленном деревянном доме из двух комнат, в одной из которых были столовая и «игровая», в другой – спальня. С детьми занимались педагоги, прошедшие обучение на курсах по дошкольному воспитанию. Воспитанники разучивали стихи, пели песни, знакомились со своими первыми книжками, их учили аккуратности, самостоятельности и общению. С каждым годом росло число желающих отдать своих малышей в дошкольное учреждение, тогда и возникла необходимость в строительстве типового здания.

В декабре 1958 года дети младшего возраста переехали  в новое здание на улице Школьной, 9. По проекту ясли строили на две группы, но из – за большого спроса решили сделать три: до года, от года до двух и от двух до трёх лет. «Все сотрудники работали добросовестно, - вспоминала бывшая заведующая яслей Зинаида Захаровна Осипова.  - Особенно хотелось отметить нянечек. Им было очень тяжело, но помещения сияли чистотой, нигде – ни соринки. Иногда, бывало, хочешь сделать замечание, а посмотришь, как человек старается, работает с душой, становится неудобно».

Год ясли проработали самостоятельно, а в 1959 году на улице Калинина, 43 сдали здание детского сада.

Здание детского сада № 1 по улице Калинина, 43

 «Мы так радовались, здание нам казалось таким большим и просторным. Весь коллектив был доволен», рассказывала Наталья Васильевна Сидорова, которая после объединения в 1960 году стала заведующей учреждения. А Зинаида Захаровна осталась работать в должности старшей медицинской сестры.

Трудно приходилось сотрудникам детского сада, поскольку отапливались здания от собственной кочегарки, дрова заготавливали сами. Кухня находилась в отдельном помещении, готовили в русской печи, а продукты хранили в холодных ямах. В прачечной, также расположенной на территории, шили одежду для ребятишек ясельного возраста. Стирали каждый день, на руках.

В 1961 году заведующей была назначена Галина Лаврентьевна Демидова. Человек исключительно ответственный и требовательный, она много сделала для детского сада. При ней в зданиях появилось центральное отопление и вода.

Сказать, что все жители моложе шестидесяти лет были в разные годы воспитанниками детского сада № 1, наверное будет преувеличением. Но каждый второй уж точно прошёл эту школу. Подрастая, воспитанники покидали детсад. Их провожали ветераны – воспитатели Мария Степановна Планкина и Полина Ивановна Прохорова, которые ни в чем не уступали молодым. Они продолжали трудиться в этом коллективе до самого выхода на пенсию.

В разное время работали в детском саду Полина Ивановна Трубочева, Галина Васильевна Петрова, Наталья Васильевна Сидорова, Нина Семёновна Щелканова. В те годы первый детский сад не носил статус базового, но был настоящей кузницей кадров руководителей детских учреждений для райцентра и периферии. Заведующие садами № 2 и 3 Наталья Васильевна Сидорова и Александра Игнатьевна Сафронова прошли школу первого в райцентре дошкольного учреждения и его заведующей Галины Лаврентьевны Демидовой.

В 1976 году Демидова переехала в Томск, а детский сад возглавила Александра Игнатьевна Сафронова.

Коллектив детского сада № 1 в 1979 году

«Когда я пришла, в учреждении был полностью сформированный коллектив. Меня назначали временно, сразу планировалось, что когда построят детский сад № 3, меня назначат его заведующей, рассказывала Сафронова. – После перевода я рекомендовала преемником молодую, энергичную воспитательницу Галину Петровну Лузгину».

«В те годы в отделе образования работал Геннадий Израйлович Кицис. Он пригласил меня к себе и предложил стать заведующей. А я ответила, что попробую», - вспоминает Галина Петровна. В 1976 году Г.П. Лузгина приступила к работе в новой должности. «Хорошим помощником в работе всегда была Зинаида Захаровна Осипова, - рассказывает Лузгина. – Мне был всего 31 год, и она меня учила всему: разговаривать с людьми, вести документацию, хозяйство.» К тому времени учреждение имело всё необходимое, но и Галина Петровна внесла ощутимый вклад в его развитие. При ней была сделана центральная канализация, улучшена материальная база. До сих пор вспоминает бывшая заведующая, как тяжело было в те годы достать новые раскладушки, мебель, кабинки и другое. Даже масло и мясо давали только по разнорядке. Но во все времена находились организации и люди, которые охотно помогали садику. Легко было работать с коллективом – все сотрудники добросовестно выполняли свою работу, ни одного не уволили за что- то. Галина Петровна старалась находить понимание со всеми, кто работал в саду, интересовалась жизнью сотрудников, их проблемами, радостями.

В конце 60 – х – начале 70-х в коллектив пришли  молодые специалисты. Они учились у старших, да и тем в свою очередь было чему поучиться у молодёжи. Специалисты оставались в селе: у них появились семьи, родились дети. А если  молодые родители были на больничном, старшие коллеги приходили на помощь: проводили занятия, нянечкам помогали приносить обеды с кухни (подсобные помещения находились в других зданиях, поэтому одному было нелегко справиться).

- Девчата и занятия проведут, и накормить помогут, никто не считался и не делил работу на свою и чужую, - вспоминает бывшая заведующая Галина Петровна Лузгина.

 Воспитатель Любовь Павловна Сердюкова, которая пришла в сад в начале семидесятых, отработала всего несколько дней, а ей казалось, что в коллективе она всю жизнь. Общительная, энергичная, она быстро нашла общий язык с детьми и их родителями, коллегами. Она заряжала энергией, азартом окружающих.

По семейным обстоятельствам ей пришлось поменять место жительства на Томск, но не смогла работать в другом коллективе. Вернулась в Мельниково в первый сад. Тяжёлый недуг оторвал её от любимой работы, но она не сдаётся, оставаясь большим оптимистом, верящим в людей. А по ночам во сне по – прежнему ведёт занятия с малышами, ходит с ними на прогулку.

Мария Ивановна Семёнова шла устраиваться  на работу в детский сад №3. Но по дороге встретила старую знакомую, которая её отговорила и посоветовала пойти в первый. О сделанном выборе ни разу не пожалела. Не было в новом коллективе споров и раздоров, - хотя и работалось тяжело – группы большие, но интересно. Заведующая, принимая её на работу, первым делом спросила, умеет ли та косить. Она машинально ответила, что конечно умеет, ведь в деревне жила. И тут же про себя подумала: а сено – то в саду зачем? В то время в хозяйственных  делах для подвоза продуктов использовали лошадь, для неё и заготавливали летом сено. Тут – то и пригодилось умение косить.

В штате детского сада вместе с воспитателями, нянечками, поварами, кастеляншами значилась должность конюха. Первым был Николай Федорович Помалейко, а Пётр Павлович Поздышев – последним, в детский сад продукты стали возить на машине.

Детским учреждениям никогда не жилось легко. Не хватало денег на оборудование, ремонт, который работники делали только своими силами. Выручали шефы. Руководители комхоза и лесопункта Пётр Николаевич Девяшин и Николай Семёнович Каравайцев помогали краской и лаком, строители выручали пиломатериалом, белилами. Продукты в дошкольные учреждения тогда отпускались по лимиту. Вроде и распоряжение есть, и положено, а в наличии ничего нет. Вот и приходилось заведующей ходить и обивать пороги, чтобы каждый день в детском меню были калорийные продукты: мясо, молоко, сметана, масло и гречка. Так было, и об этом ветераны помнят.

Они ничего  не забыли. Работа была в радость, поэтому в различных смотрах и конкурсах среди дошкольных учреждений неоднократно занимали призовые места. Теперь удивляются – откуда только силы брали. Проведя новогодние утренники, наплясавшись и наигравшись с детьми, они собирались всем коллективом. От одного только вида небольшой, хрупкой М.И. Семёновой в роли Деда Мороза и высокой статной Г.П. Лузгиной – Снегурочки зрители смеялись от души. Выходил коллектив дошкольных работников и на сцену районного Дома культуры. Под руководством музыканта А.В. Лещенко они подготовили такой творческий отчёт, что жюри присудило им первое место. Разве это не победа? Победа, ведь в конкурсе участвовали все трудовые коллективы райцентра.

- Все успевали делать. Группы были большие – 30 - 40 человек по списку, посещаемость была почти стопроцентная. За смену не присядешь ни на минутку, - вспоминает М.И.Семёнова.- Дети трёх лет любили сказки. Я их знала много, рассказывала – слушали, не перебивая. Любили играть, на прогулках всю энергию выплёскивали. С большой теплотой вспоминаю своих коллег, с которыми проработала не один десяток лет, - Т.И. Хардикову и И.П. Бабину.

Пережил детский сад и лихолетье девяностых. Детей в саду осталось немного. Денег выделялось мало, начали закрываться большие детские комбинаты. Такая «перспектива» в начале каждого года грозила и первому. Всем коллективом ходили на митинги, собрания, даже в Томск ездили в управление образования и доказали, что они нужны детям и селу.

На  руководство Г.П. Лузгиной выпало тяжёлое время перестройки. Детские сады один за другим закрывались, сокращали работников, детей в учреждение стало ходить меньше. Вместо 7 групп в садике оставалось 5. В девяностых годах Шегарский детский сад №1 остался единственным в райцентре.

Коллектив детского сада № 1

Когда обстановка в стране начала стабилизироваться, спрос на места в дошкольных учреждениях стал расти. Пришлось расширить группы, детский сад был переполнен.

У Галины Николаевны Помалейко сорок лет назад была прекрасная работа по специальности. Её уважали в бригаде, сшитые ею костюмы, платья нравились клиентам. Но после декретного отпуска на прежнюю работу она не вернулась. В детском саду мест не было, а младшего сына брали с условием её трудоустройства нянечкой в группу. Она согласилась.

Это сейчас в новом здании отдельно игровая, спальня, раньше – всё в одной комнате. Прежде чем накрыть столы для ребятишек, нужно было принести тяжёлые вёдра с супом, кашей и компотом. Затем всё помыть, убрать, расставить здесь же почти сорок раскладушек, положить на них матрасы, застелить, затем после сна всё убрать в специальные ячейки. И так каждый день. Первое время, по признанию Галины Николаевны, не чувствовала рук и ног после рабочего дня. Позже она стала кастеляншей, где и пригодилась её первая специальность. Любой костюм для детей и воспитателей она шила быстро, только материалом обеспечивай. Помогли здесь освоиться старые работники Н.Д. Масибут  и А.А. Мамкова. Звали Г.Н. Помалейко на прежнюю работу в КБО, в детские сады, которые открывались рядом, но она находила причины и оставалась в первом, потому что прикипела душой к коллективу, в котором трудилась долгое время, будучи на пенсии.

Хорошо, что о ветеранах здесь вспоминают не только по праздникам. У бывшей заведующей Галины Петровны Лузгиной имелась специальная тетрадь, где  были записаны все, кто работал воспитателями, нянечками, техническими работниками. Многие повара, их помощники трудились здесь десятками лет, уходили на пенсию. Тепло вспоминали в коллективе работников кухни Г.Л.Якунину, А.И.Мазурину, Г.Н.Митрофанову, А.И.Сваровскую. Всех и не перечислишь.

В разные годы менялась принадлежность сада, менялось название, а в июле 2005 года Шегарский детский сад № 1 сменил и адрес, переехав из старого деревянного в капитально отремонтированное кирпичное здание  на улице Чапаева, 23.

Здание детского сада № 1  по улице Чапаева, 23

С ноября того же года руководителем работает Людмила Ивановна Нистерюк.  Руководитель старается сделать всё, чтобы, придя в сад, дети чувствовали себя как дома. Заботится она и о престиже учреждения. В 2006 году детский сад № 1 получил лицензию, а в мае 2007 года был аттестован. Воспитатели и их маленькие воспитанники участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, выставках, нередко становятся призёрами. В 2008 году детский сад № 1 был признан лучшим сельским детским садом в областном конкурсе.

Учреждение посещают дети от 2 до 7 лет. Здесь действует 10 групп. Коллектив воспитателей подобран опытный, все люди ответственные.

В группах с детьми работали Т.Г. Бакшеева, Л.П.Бехтерева, Т.А.Аничкина, Н.А. Гулякина, Т.И. Ендышева, С.В.Кондратенко, Л.А. Пашкова, Н.Д.Хочкина, Н.И.Юрьева, Е.К.Репина, М.И.Семёнова, И.П.Бабина, Т.И. Хардикова, инструктор по  физической культуре В.В.Адушева, старший воспитатель Л.А. Плотникова, медицинская сестра Э.П. Башкирова.

Работают долгое время воспитатели Г.Д.Чурикова, Н.В.Еремина, Т.Л. Демченко, Л.В.Зельчан, А.С.Голубчикова, Н.В.Лесковская, О.Ю.Сваровская, Л.А.Хенкель, Т.В.Козикова.  Музыкальный руководитель  Л.А.Бычкова, старший воспитатель  М.И.Федорова, заместитель заведующего по  хозяйственной части Л.Г. Кулманакова.  Большинство имеют многолетний стаж работы и с удовольствием передают свой опыт молодым специалистам. В работе с детьми педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка, стараются не допускать эмоциональной или нервной перегрузки, добиваться оптимальных результатов обучения при минимальных затратах времени и сил ребёнка.

Заинтересованные педагоги объединялись в 4 творческие группы: «Здоровье и красота», «Берегиня», «Радуга» и «Воспитание сенсорной культуры дошкольников».

Группа «Здоровье и красота», руководителем которой являлась В.В.Адушева, занималась поиском эффективных форм и методов оздоровления детей. Педагоги, сотрудничая с медицинским работником, разработали свою программу здоровья, в которую входят различные виды закаливания, физическое воспитание. Закаливание предусмотрено в распорядке дня и проводится с согласия родителей. На специальных занятиях инструктор по физкультуре Т.А.Шараева включает в тренировочный процесс элементы психогимнастики, аутотренинг, методики релаксации. Спортивный зал оснащён всем необходимым: имеются батут, тренажёры, мячи, кегли, скакалки, шведская стенка и другое.

Практиковались музыкальные, театрализованные занятия с элементами психогимнастики, на которых Е.Г.Филипченко и Л.В.Шабунина  создавали благоприятные условия для творческой самореализации детей. В занимательной форме детям прививают стремление к здоровому образу жизни. Большое внимание уделялось рациональному питанию, а так же психическому здоровью ребят.

На занятиях педагог – психолог Т.В.Монина с помощью диагностических методик определяла уровень умственного развития ребёнка, его личностный статус в группе, эмоциональные особенности. На основании исследований была разработана система индивидуальной работы с малышами, определены способы разрешения конфликтных ситуаций.

Особое внимание в учреждении обращено на работу с детьми, имеющими дефекты речи. Логопед И.П. Сапунова проводила всесторонний анализ речевой деятельности воспитанников и подбирала наиболее эффективные методы и приёмы для работы с ними.

Педагоги группы «Радуга», которой руководила Т.Г.Бакшеева, оформили русскую горницу, изготовили народные костюмы и декорации для оформления помещений, чтобы детям легче было знакомиться с историей родного края.

Работу по экологическому воспитанию дошколят организует творческая группа «Берегиня». Общение детей с природой придаёт яркую эмоциональную окраску повседневной жизни, учит состраданию в живых существах, прививает желание заботиться о растениях и животных. В рамках реализации областной программы по экологическому образованию в 2007 году садику был присвоен статус пилотной площадки. В том же году учреждение участвовало в областном смотре – конкурсе «Зелёный наряд образовательного учреждения».

Творческой группой по воспитанию сенсорной культуры дошкольников руководила Н.И.Юрьева. Воспитатели внедряли методы обучения, направленные на проявление индивидуальных способностей. Обобщён опыт работы Л.А.Пашковой, направленный на развитие мелкой моторики рук.

Большое внимание в детском саду № 1 уделяется работе с родителями. Часто проводятся выставки творческих работ и другие мероприятия, в которых принимают участие родители.

 

По материалам газеты «Шегарский вестник»