(Интервью от 24.10.2015)
РУКОВОДИТЕЛЬ АТП РАССКАЗАЛ О РАБОТЕ, В КОТОРОЙ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ
В ПРЕДДВЕРИИ Дня работников автомобильного транспорта, который в этом году отмечается 25 октября, мы встретились с генеральным директором ОАО «Шегарское АТП» Вячеславом ЛАЗЕРКО, чтобы побеседовать о трудовых буднях и перспективных планах предприятия.
- Автотранспортом нашего предприятия за девять месяцев текущего года выполнено 9963 рейса, в общей сложности перевезено 239719 пассажиров, - рассказывает Вячеслав Николаевич. - Год назад у нас были примерно такие же показатели. Незначительное снижение пассажиропотока имеет место и связано в большей степени с нелегальными перевозчиками. Предприятие работает в непростых финансовых условиях, и говорить о развитии сложно, но такой насыщенный интервал движения среди районов сегодня остаётся только у нас, это я могу утверждать точно.
Вот буквально на днях на совещании в Томске было озвучено, что большинство муниципалитетов уже отказались от убыточных внутрирайонных маршрутов. Шегарскому АТП пассажироперевозки внутри района ежегодно приносят минимум полтора миллиона убытков, но мы от этого направления пока не отказываемся, понимая его социальную значимость. Таким образом мы выполняем, если можно так сказать, социальную миссию. Хотя эти деньги могли бы пустить на материально-техническое оснащение, заработную плату или другие цели.
- Администрация района, являясь акционером предприятия, как-то помогает вам решать финансовые проблемы?
- В последние годы в районном бюджете на возмещение убытков, связанных с выполнением внутрирайонных маршрутов, средства закладываются. Сумма небольшая - 300 тысяч рублей, и на протяжении нескольких лет она остаётся неизменной. Как правило, эти деньги мы направляем на покупку новых автобусов, естественно, добавляя собственные и кредитные средства.
- Раз уж вы заговорили об автобусах, скажите несколько слов о техническом состоянии автопарка.
- Когда четыре года назад я возглавил автотранспортное предприятие, сразу поставил перед собой задачу обновить парк техники, потому что 90% имеющихся автобусов были старые и сильно изношенные. За это время мы приобрели восемь автобусов, и я считаю это хорошим достижением. Привлекаем кредитные ресурсы, не без этого, но выкручиваемся.
В прошлом году купили два автобуса, в этом получилось приобрести один ПАЗ. Закрепили новый автобус за опытными и ответственными водителями Игорем Боровиковым и Петром Атопкиным.
- Вячеслав Николаевич, сколько в этом году было сокращено маршрутов внут-ри района?
- Ни в этом, ни в прошлом году маршруты мы не сокращали. Как в 2012 году были отработаны и утверждены маршруты на периферию, так они и работают.
- По оптимизированным графикам движения рейсовых автобусов было много возмущений со стороны населения. При их составлении пожелания жителей учитывались?
- График движения несколько раз корректировался с учётом мнения жителей, наших возможностей и, безусловно, экономической эффективности маршрутов.
Некоторые маршруты я лично проверял - садился в автобус, ехал до пункта назначения и обратно и смотрел, какой пассажиропоток на этом рейсе. Иногда получалось, что люди просили пустить автобус в определённое время, а реально этим рейсом ехали всего 1-2 человека.
- Как часто повышаются цены на билеты?
- Решение о повышении цен по внутрирайонным маршрутам принимается главой муниципалитета, по междугородним - губернатором области. С прошлого года стоимость билетов на рейсовые автобусы остаётся неизменной, хотя цены на топливо повышались за это время уже не раз.
Я вхожу в состав рабочей группы при департаменте тарифного регулирования и вопрос о необходимости повышения цен на билеты хотя бы на уровень инфляции уже поднимал.
- Как решается вопрос по автовокзалу в свете требований законодательства?
- Слава богу, в закон внесены изменения, и у нас отпала необходимость переоборудования вокзала, потому что, по сути, все те требования выполнить нам было не по средствам.
- Хотите сказать, что здание вокзала так и останется в существующем состоянии, которое сегодня, мягко говоря, убогое?
- Во-первых, чтобы привести его в нормальное состояние, нужны деньги, а свободных средств у нас нет. Во-вторых, мало отремонтировать здание, надо его ещё и потом содержать должным образом, а этим, по моему убеждению, должен заниматься отдельный человек.
Нужно, чтобы вокзал зарабатывал деньги на своё содержание. В городе мы оставляем автовокзалу 15% средств, вырученных за билеты, а к нам заходят транзитные автобусы просто так. Можно и платный туалет сделать, и буфет, и площади сдавать в аренду, но всем этим нужно серьёзно заниматься.
Пока же мы как можем содержим здание автовокзала и площадь, вывозим мусор, платим дворнику. Понимаю, что вокзал находится не в лучшем состоянии, но считаю, что это не только нас должно волновать, ведь по большому счёту вокзал - это своего рода лицо и всего района.
- Есть ли у вас планы по развитию АТП?
- В условиях кризиса сложно говорить о развитии и точках роста. Для нас главная задача - сохранить предприятие, чтобы оно работало стабильно. Если говорить о доходах, то чтобы их получать, нужно для начала уйти от убытков, а это значит отказаться от пассажирских перевозок по району, как это сделали наши коллеги в других районах.
- Существует ли на предприятии кадровая проблема?
- Несколько вакансий водителей у нас есть, но ситуация не критична. Гораздо больше меня как руководителя волнует старение кадров. У нас сегодня примерно четверть работников - пенсионного и предпенсионного возраста. Молодёжь к нам работать не идёт, в первую очередь, по причине низкой заработной платы. А зарплата низкая потому, что работаем с убытками. И круг замкнулся.
- Что можете сказать о своём коллективе?
- У нас работают настоящие мастера своего дела. Это подтверждают и высокие награды, которыми работники АТП награждены в преддверии профессионального праздника. Так, главный инженер Юрий Михайлович Лещеня поощрён благодарностью Министерства транспорта РФ, водитель Александр Громов награждён нагрудным знаком «За безаварийную работу» II степени, его коллега Александр Харлов - III степени. За последние три года министерскими наградами отмечено в общей сложности 14 работников Шегарского АТП. А вообще достойных у нас гораздо больше!
- А как будете отмечать профессиональный праздник с коллегами?
- По традиции пригласим всех работников на торжественное собрание. К сожалению, специфика нашей работы практически не позволяет собрать всех одновременно. Кто-то из водителей и День автомобилиста отметит за рулём своего автобуса, в нашей работе праздников не бывает.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег с праздником и пожелать им крепкого здоровья, семейного благополучия и ровных, безаварийных дорог!
Беседовала
Олеся ЕРМОЛАЕВА
Источник: Газета «Шегарский вестник»