ИНФОРМАЦИЯ РОСРЕЕСТРА

24 апреля 2023

Что является объектами государственного земельного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

Согласно  требованиям статьи 16  Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"  объектами государственного земельного контроля (надзора), муниципального земельного контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности граждан и организаций к которым предъявляются обязательные требования;

3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ  контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольные (надзорные) органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также, если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

 


 

 

«Что делать, если в ЕГРН нет данных о собственнике»

 

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Некоторые граждане сталкиваются с такой ситуацией, что в полученной выписке из ЕГРН на объект недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях.

Основной причиной отсутствия сведений о правах на недвижимость является то, что собственник просто не зарегистрировал свое право в ЕГРН. Данная процедура носит заявительный характер. Если гражданин не обращался в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, то информация о праве на недвижимость и не будет внесена в ЕГРН.

Зачастую подобная ситуация происходит с ранее возникшим правом. Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.

Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН из других реестров не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.

Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество нужно обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп  БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.

Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости. Государственная пошлина за подтверждение ранее возникших прав на объекты недвижимости не взимается.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.»

 


 

 

Суть выездного обследования

 

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020  № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) одним из контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является  выездное обследование (ст. 75 Закон № 248-ФЗ). Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля. В ходе такого обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Мероприятие проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.

 Выездное обследование может проводиться в следующих случаях:

- явное использование земельного участка не по целевому назначению (для установления которого достаточно провести осмотр общедоступных территорий, либо с общедоступных территорий). Например,  автостоянка/ магазин, кафе на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо личного подсобного хозяйства;

- самовольное занятие общедоступных земель. Например, киоск, гараж или забор занимает земли общего пользования и обмер можно провести с общедоступных земель.

В рамках выездного обследования допустимо проводить следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, инструментальное обследование.

Выездное обследование является мероприятием без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем, Законом № 248-ФЗ предусмотрено не вручение контролируемому лицу акта выездного обследования на месте его проведения, а направление контролируемому лицу акта выездного обследования в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона № 248-ФЗ (в электронном виде, либо по почте).

В соответствии с п. 5 ст. 75, ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ по результатам проведения выездного обследования:

- инспектор обязан принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности (при установлении достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения);

- инспектор не вправе выдавать предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства.

С целью выдачи предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства может быть проведена документарная проверка, в рамках которой изучаются материалы выездного обследования, и по результатам которой контролируемому лицу может быть выдано такое предписание.

 


 

 

«Реестр недвижимости был наполнен данными об объектах культурного наследия, расположенных в Томской области»

 

В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Национальная система пространственных данных» Управлением Росреестра по Томской области в Единый государственный реестр недвижимого имущества на сегодняшний день внесены сведения обо всех объектах культурного наследия, которые значатся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Так, в кадастр недвижимости были внесены сведения о 431 объектах культурного наследия и 483 территориях объектов культурного наследия, расположенных на территории Томской области.

Наиболее полное отражение информации об объектах культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимого имущества позволит обеспечить дополнительную защиту и сохранение исторической ценности таких объектов в процессе их участия в гражданском обороте.

 


 

 

 «Получение арбитражными управляющими сведений из ЕГРН,  в связи с изменениями действующего законодательства»

 

С 1 марта 2023 вступили в действие новые правила выдачи выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Росреестр перестал публиковать сведения о собственниках в выписке из ЕГРН, если ее заказывают третьи лица. Теперь данные из ЕГРН будут доступны только с согласия собственников объектов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Арбитражный управляющий до внесения изменений мог получить расширенные сведения из Росреестра в отношении должников следующим образом: направив запрос, заполненный по форме, почтой России, через сервис Росреестра посредством ФГИС, электронно через личный кабинет, доступ к которому предоставляется через ЕСИА (без взимания платы).

После 01.03.2023 арбитражный управляющий может подать заявление лично в офисах МФЦ или через нотариуса (с дальнейшим включением расходов на нотариуса в конкурсную массу должника), а в электронной форме через личный кабинет на сайте Росреестра или на портале Госуслуг.

В настоящий момент сайт Росреестра для получения сведений о правообладателе недвижимого имущества переадресовывает заявителя на сайт Госуслуг. Сведения о правообладателе недвижимого имущества можно получить и через личный кабинет Госуслуг, но за это взимается плата. Получается, что в настоящее время самый очевидный способ для арбитражного управляющего получить выписку – через нотариуса или обратиться лично в МФЦ.

«Для получения выписки из ЕГРН арбитражному управляющему необходимо зарегистрироваться (создать учетную запись) на сайте «Госуслуги» не как физическому лицу, а как арбитражному управляющему, и тогда данная услуга по предоставлению выписки из ЕГРН будет бесплатной» - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.