Рафаэль Карагёзян: «Нужно, чтобы люди не боялись нас, а доверяли»
06 марта 2015
Новый начальник полиции уверен, что в работе правоохранительных органов приоритетных направлений быть не должно.
Руководителем отдела МВД России по Томской области в Шегарском районе в декабре 2014 года был назначен подполковник полиции Рафаэль Карагёзян. О работе и планах на перспективу – наш разговор с новым руководителем службы правопорядка.
– Рафаэль Арташесович, для начала расскажите, как складывалась ваша карьера в правоохранительных органах?
– После окончания Омского юридического института в системе МВД началась моя служба в органах внутренних дел. Сразу после института попал в уголовный розыск Омского УВД. Я пришёл молодым лейтенантом, а там трудились в основном опытные сотрудники со стажем, которые и стали моими первыми наставниками. За период работы в уголовном розыске благодаря им я получил бесценный опыт работы, который очень пригодился в дальнейшей работе. Затем была служба в других оперативных подразделениях органов внутренних дел города Омска – управлении по борьбе с организованной преступностью, отделе по раскрытию заказных убийств и так далее.
В 2013 году мне предложили возглавить территориальный отдел полиции в Республике Бурятия, где на тот момент была довольно серьёзная криминогенная обстановка. Работал честно, большинство поставленных задач было выполнено. В декабре 2014 года меня назначили начальником отдела полиции в Шегарском районе Томской области.
– Поделитесь первыми впечатлениями о нашем районе.
– Мне здесь сразу очень понравилось: места хорошие, природа живописная. И люди здесь адекватные. Об этом могу судить, поскольку на приём ко мне шегарцы приходят практически ежедневно.
– А с личным составом сразу удалось найти общий язык?
– В принципе, да. Наверное, делать какие-либо выводы через два с половиной месяца после вступления в должность преждевременно, но могу сказать, что коллектив – достаточно работоспособный, опытный. Показатели работы, включая и уровень раскрываемости преступлений, у ОМВД нормальные. Главное, чтобы дисциплина соблюдалась, и ответственность была. По поводу дисциплины мы все вопросы решили сразу. Ну а степень ответственности у сотрудника полиции и так должна быть выше, чем у всех остальных. Ведь, как говорят, гражданин отвечает только за себя, а полицейский – и за себя, и за того гражданина.
– Вы сказали, что люди обращаются практически ежедневно. С какими в основном вопросами, и все ли удаётся решить?
– На самом деле вопросы самые разные – от семейных скандалов до расследования уголовных дел. Приходилось вызывать семейного дебошира и лично проводить с ним профилактическую беседу. Нередко люди обращаются с вопросами, которые и вовсе не относятся к компетенции органов внутренних дел, и всё равно стараюсь каждого выслушать и по возможности оказать содействие в решении проблемы.
– А были ли жалобы на сотрудников полиции?
– На грубые нарушения со стороны сотрудников заявлений не поступало. Были, скорее, не жалобы, а замечания. От человеческого фактора никуда не денешься – в любом коллективе, не только в полиции, работают люди, и все они разные. Может, сотрудник проявил невнимательность, ошибся где-то, проводим проверки, беседы, но, повторюсь, ещё никто из личного состава не дал повода для привлечения к дисциплинарной ответственности.
– Во многих сёлах процветает нелегальная спиртоторговля. Несколько лет назад в районе была развёрнута активная кампания по борьбе с этим тёмным бизнесом, однако сегодня всё вернулось, как говорится, на круги своя. Неужели правоохранительные органы абсолютно бессильны в решении этой проблемы? Аналогичная ситуация складывается и с бродячими собаками…
– На самом деле в настоящее время мы тщательно изучаем вопрос по нелегальной спиртоторговле, находим доступные и в то же время законные рычаги воздействия на торговцев. А вот с бродячими собаками дело обстоит сложнее. Вы знаете, что закон запрещает отстреливать собак, а питомников, куда их можно было бы отлавливать и временно помещать, в районе нет. Эту проблему нужно решать совместно с органами местного самоуправления, и решать её в любом случае придётся.
– Население периферии, особенно дальних сёл, регулярно высказывало жалобы по поводу нарушений Правил дорожного движения. Наряды ГИБДД появлялись там довольно редко, поэтому водители чувствовали полную свободу и гоняли по улицам на большой скорости, в нетрезвом состоянии, без прав…
– Этот вопрос жители мне уже задавали. На сегодняшний день работа в сфере безопасности дорожного движения усилена на территории всего района. Наряды ГИБДД регулярно выезжают в сёла, и перед ними стоит чёткая задача – не оставить без внимания ни один населённый пункт. Надеюсь, принятые меры помогут исправить ситуацию.
– Как обстоят дела с участковыми? Не раз в ответ на претензии к работе этого подразделения представителями полиции озвучивалась проблема нехватки кадров. На сегодняшний день она по-прежнему существует, или штат участковых уполномоченных удалось укомплектовать полностью?
– Штат участковых укомплектован практически полностью, в настоящее время вакантна только одна должность. Другое дело, что каждый инспектор обслуживает довольно большой участок, и если человек по каким-то причинам выходит из строя, появляется проблема: кем его заменить. На сегодняшний день, к примеру, у нас отсутствуют четверо участковых по причине служебной командировки, больничного, отпуска и так далее. Но в любом случае стараемся сделать всё, чтобы это никак не отразилось на населении.
– Рафаэль Арташесович, за непродолжительный период вашего руководства ОМВД проведено уже несколько мероприятий для подрастающего поколения. С чем это связано?
– Учитывая, что в районе был достаточно высокий уровень детской и подростковой преступности, мы в своей работе особое внимание уделяем профилактической работе с подрастающим поколением. У нас ведь как получается, ребёнка с детства «упустили», не обратили на него вовремя внимания, а потом он совершает преступление, его привлекают к уголовной ответственности. А чтобы этого не случилось, профилактикой детской преступности нужно заниматься на ранних стадиях.
Мы проводили студенческий десант в ОМВД, посещали промышленно-коммерческий техникум. В беседах с подрастающим поколением большое внимание уделяем профилактике правонарушений и преступлений, рассказывая ребятам не только о мерах наказания, но и о том, как вести себя, если ты сам оказался жертвой хулиганов. Особенно это касается детей-сирот и лиц из их числа, которые могут не просто подвергаться словесным нападкам со стороны сверстников или старших ребят, но и оказаться жертвами вымогательства. По одному такому факту в настоящее время как раз проводится проверка.
На сегодняшний день у нас внедрена новая форма работы с так называемыми трудными подростками. Инспектор подразделения по работе с несовершеннолетними регулярно получает информацию из образовательных учреждений о посещаемости учащимися занятий. Затем проводится мониторинг поступивших сведений, и если кто-то попадает к нам на учёт или к этому имеются предпосылки, за каждым таким ребёнком закрепляется конкретный сотрудник полиции. В его обязанности входит не просто профилактическая работа с подростком, он ежедневно приходит в образовательное учреждение, чтобы проконтролировать, ходит ли ребёнок на занятия, если имеются пропуски – посещает его на дому, беседует с родителями. Когда я работал в Бурятии, мы апробировали такую форму работы, и она оказалась довольно результативной.
Вообще я считаю, что людям, которые близки к совершению преступления, нужно прямо говорить о том, какое будущее их ждёт. И неважно, речь идёт о взрослом хулигане или подростке.
– При местном отделе полиции действует общественный совет, существует ветеранская организация РОВД. Каким вы видите взаимодействие с этими объединениями, и есть ли в нём необходимость?
– Необходимость, однозначно, есть. У нас налажен контакт и с общественным советом, который возглавляет Надежда Прохоровна Григорьева, и с советом ветеранов Шегарского РОВД под председательством Юрия Даниловича Матросова. Эти структуры мы планируем задействовать в своей работе. И я вовсе не имею в виду, что мы обязательно должны собирать членов общественного совета или ветеранов милиции вместе, возлагать на них какие-то свои обязанности. Мы больше ждём предложений и советов, особенно от наших уважаемых ветеранов, которые имеют бесценный опыт работы и по привычке хорошо осведомлены о текущей обстановке на территории. Всегда готов принять и выслушать любого из них.
Ещё считаю огромным достижением, что в районе наконец сдвинулась с мёртвой точки работа по формированию добровольных народных дружин. В районном центре ДНД, которую возглавил Александр Сергеевич Горемыко, уже насчитывает сорок человек, и как только будут отрегулированы все организационные вопросы, дружинники выйдут на улицы села. Главная задача народных дружин – взаимодействие с сотрудниками полиции в целях повышения качества охраны правопорядка на улицах и во дворах. Дружинники могут оказать неоценимую помощь и в работе с трудными подростками, ведь они – местные жители: знают и этих детей, и их родителей.
Кроме того, наше взаимодействие с этими и другими общественными объединениями позволит повысить уровень доверия граждан к органам внутренних дел.
– Не могу не поинтересоваться, каким способом вы решили вопрос, поступивший в редакцию от одной из жительниц райцентра, которая пожаловалась на не очищенный от снега тротуар возле здания полиции и спросила, неужели у вас нет так называемых 15-суточников, которые могут выполнить эту работу?
– Тротуар, как вы видели, от снега очищен, но силами наших сотрудников, а не лиц, отбывающих административный арест, которых по закону мы не имеем права заставлять работать. Замечание женщины, позвонившей к вам в редакцию, мы учли. Надеюсь, что повода для подобных звонков у шегарцев больше не будет.
– Рафаэль Арташесович, какие направления в работе местного ОМВД, на ваш взгляд, должны стать приоритетными?
– Считаю, что приоритетов в нашей работе быть не должно, приоритетны все направления. Перед нами стоят конкретные задачи, и мы их все обязаны исполнять добросовестно и качественно. А для этого необходимо повышение работоспособности личного состава за счёт обучения, внедрение новых методов работы, повышение правовой грамотности наших сотрудников и, естественно, работа с населением.
Нужно, чтобы люди не боялись нас, а доверяли. Ведь информация, полученная от граждан, может иметь первостепенное значение. Для этого у нас действует телефон доверия, куда можно анонимно сообщить как о совершённых, так и о готовящихся преступлениях и правонарушениях.
– В какое время люди могут обратиться к вам на приём по личным вопросам?
– Абсолютно в любое, если я не на выезде. Работаю каждый день до 7-8 часов вечера. Учитывая, что человек я в вашем районе новый, и до сих пор приходится вникать в дела, на работе меня часто можно застать и в выходные дни.
Беседовала Олеся Ермолаева