ГИМС информирует

         В связи с наступлением осеннего периода эксплуатация маломерных судов становится опасной. Погода в этот период непредсказуема, ветер усиливается, что создает на водной поверхности сильное волнение. Температура воздуха и воды становится все ниже с каждым днем, а судовладельцы одеваются в тяжелую теплую одежду, которая стесняет движения.

Для подавляющего большинства маломерных судов с наступление холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.

Обледенение судов происходит при температурах воздуха ниже 0 °С и при температурах забортной воды ниже 8 °С. Сильное обледенение может иметь место при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до минус 5 °С. Это происходит в результате сильного парения, тумана или переохлажденных осадков.

           Серьезным препятствием для плавания в осенне-зимних условиях является появление шуги и льдин. При эксплуатации судов в таких условиях необходимо проявлять особую осторожность, выставлять в носовой части судна члена экипажа с шестом, для ведения наблюдения за водной поверхностью. Мелкий лед может вывести из строя систему охлаждения двигателя.

В случае падения в холодную воду наступает переохлаждение тела, и шансов спастись становится очень мало. Поэтому перед выходом на воду нужно проверять техническое состояние своего судна, его укомплектованность спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Спасательные жилеты должны быть обязательно одеты как на пассажиров, так и на судоводителя, а не храниться под сиденьями и в труднодоступных местах судна. Обеспечение безопасности пассажиров - прямая обязанность судоводителя (КоАП РФ ст. 11.10.)
           Если все же случилась беда, необходимо соблюдать простые правила спасения:

 - оказавшись в холодной воде, постарайтесь зацепиться за какую-нибудь точку опоры. Не делайте резких движений, подавите в себе внутреннюю панику. Через 30-40 секунд вы перестанете остро чувствовать холод, почувствовав легкое внутреннее тепло;

 - постарайтесь освободиться от тяжелой верхней одежды, оставьте на себе нижнее белье, носки, перчатки, головной убор. Помните, от 40 до 60 процентов тепла уходит через голову, поэтому не снимайте головной убор, даже мокрый. Также в холодной воде сила кистей рук и ступней ног снижается в несколько раз;

- оказавшись в воде, оцените обстановку, что лучше для вас: плыть к берегу или держаться за лодку и ждать помощи, или дрейфовать вместе с лодкой и в удобном месте выбраться на берег;

 - если вы приняли решение плыть самостоятельно, не делайте резких движений, следите за дыханием (оно должно быть ровным). Постоянно контролируйте направление вашего продвижения, иначе дистанция до спасительного берега может значительно увеличиться.

        Эксплуатация маломерных судов в сложных погодных условиях изобилует многочисленными  опасностями.  Отсутствие навигационных знаков, осадки,  низкая температура окружающей среды, оказывающая негативное влияние на работу лодочных двигателей и  рулевого устройства, низкий уровень воды,  короткий световой день – все эти факторы создают массу трудностей и нарушений правил безопасной эксплуатации маломерных судов и создают реальную угрозу жизни и здоровью судоводителя и пассажиров.

        Чтобы исключить неоправданный риск и не подвергать опасности свою жизнь и жизнь Ваших пассажиров ГИМС МЧС России настоятельно рекомендует воздержаться плавания в осенний период, а позаботиться лучше о консервации лодочных двигателей и постановке плавательных средств в места зимнего отстоя.

 

Старший госинспектор

Южно-Обского участка ГИМС

Денисенко А. В.

счетчики посещений сайта